- Игорь Жевна
- Просмотров: 1253
Как выбрать типографию? Советы дизайнера.
Есть знаки, которые может не заметить обычный заказчик полиграфических услуг. Не нужно воспринимать эту статью в блоге, как полное руководство. Это только несколько советов от опытного дизайнера.
Самый простой путь выбора типографии — это оказаться в ней и попросить образцы печатной продукции. Желательно той, что сейчас передают заказчику, а не специально отобранной. Но это не всегда возможно. Вы можете находиться в другом городе или даже области. Вы можете быть не способны на глаз определить качество печати. К тому же для этого нужно иметь образцы других, с гарантированным качеством печати, типографий (например, любой глянцевый журнал) для сравнения.
Я предлагаю посмотреть на другие знаки, указывающие на возможное качество печати. Для этого давайте заглянем в «Требования к файлам», раздел, который есть на сайте любой, уважающей себя, типографии. И начнем с чего-нибудь очень простого.
Теперь я постараюсь рассказать, о чем говорят, точнее скрывают, в этих требованиях.
5 мм от края
- это означает, что у типографии нет хорошего резака, скорее всего они режут бумагу на очень старом станке, без цифрового управления, или даже вручную. Т. е. линия реза может гульнуть на величину 5 мм. Это очень много. Бежим из этой типографии сразу, не раздумывая
Макет в CorelDRAW
- это говорит о том, что на предприятии отсутствуют специалисты, способные работать в профессиональных продуктах от Adobe
- кроме того, здесь не понимают до конца, что такое PostScript (Постскрипт). Не будем уходить в подробности, но выполняя работу в программах, которые его не поддерживают вы рискуете с цветовым пространством и точностью расположения объектов при применении различных наложений и фильтров
Вот еще выдержка из требований.
Версии программ
- все перечисленные здесь программы пугают уже не принадлежностью к непрофессиональным редакторам, а своими версиями. Я сейчас с ходу не могу точно определить, но думаю, что в этой типографии до сих пор работают на Windows 95, а по программе Corel, если мне не изменяет память, — это предприятие, которое машина времени перенесла в 2004–6 год.
И еще одна неувязочка, которой следует опасаться.
Использование собственного профиля
- если вы встречаете информацию о том, что типография использует собственный профиль — это плохой знак. Означает это, что типография при непосредственной печати пытается не настраивать станок к современным требованиям, а предлагает переделать файлы, чтобы было удобно печатникам. И в этом примере заказчикам еще везет, ведь этот профиль под 300% краски (вместо 320%), а бывает, что профиль вообще настроен под прошлый век, когда печатные машины в России выдавали печать только на 280%.
Вот образец требования в вопросе цветового профиля, который соответствует современным стандартам.
Профиль Fogra 39 — это профиль, стоящий по умолчанию во всех профессиональных программах от фирмы Adobe (Photoshop, Illustrator, InDesign).
Теперь несколько примеров из моей двадцатилетней практики взаимодействия с типографиями.
Файлы только в PDF
- это означает, что в типографии нет специалистов по Prepress (допечатной) подготовке. Типография пытается перекинуть этот вопрос на дизайнеров, что не верно, уже по тому, что дизайнер не является таким специалистом. Правило здесь простое — ответственность за допечатную подготовку лежит на людях, делающих фотовывод. Вам не нужно вникать в эти тонкости. Просто можно принять факт, что типографии, требующие файлы только в формате PDF, пытаются уйти от ответственности за цветопередачу оттиска — «что принесли, то мы и отпечатали».
Типография не требует исходников
- исходниками называют файлы, которые дизайнер сделал в программе верстки или редактирования, до перевода их в PostScript (.eps и.pdf). В исходниках всегда есть используемые фотографии и шрифты. Наличие требования исходников говорит о высочайшем профессионализме работников типографии. В большинстве случаев, это означает, что все ваши фотографии будут проверены на цвет специалистами, шрифты на постскрипт проходимость и др.
Подведем итог.
Прежде чем обратиться в типографию посмотрите ее требования к файлам.
Если вы там обнаружите
- большие поля под резку
- прием файлов только в CorelDraw
- устаревшие версии программ
- использование собственного цветового профиля, отличного от Fogra 39
- прием файлов только в формате PDF
- отсутствует требование приложить исходник.
То лучше вам обратитесь в другую типографию.
Если будут вопросы или замечания, пишите на почту, в формах на сайтах или постах наших соцсетей.